Дом графа Остермана

    Это московское здание (ул. Делегатская, д. 3) представляет собой архитектурный ансамбль, формировавшийся на протяжении XVIII-XX вв. Весь комплекс (включая пристройку конца 1940-х гг.) является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством. Сегодня здесь располагается Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
    Прежде на этом месте находилась городская усадьба. Дошедший до нас трехэтажный дворец с флигелями и переходами был построен в 1786 г. Москвичи в то время называли его "домом графа Остермана".
    Первыми владельцами территории, ныне занимаемой музеем и детским парком, были представители древнего рода Стрешневых. В 1660-х гг. тогда еще загородный "Стрешнев огород" принадлежал Родиону Матвеевичу, затем его сыну Ивану, а с 1739 г. — Василию Ивановичу Стрешневу (1707-1782).
Василий Иванович Стрешнев
При нем здесь появляются первые каменные сооружения, и малообжитое место к 1763 г. превращается в имение с типичным для русской усадьбы расположением строений на участке. В глубине двора фасадом к улице стояли на каменном основании двухэтажные палаты. Уже в то время это был "огромный и великолепный дом, который почитался одним из первых в Москве". Служебные и хозяйственные постройки располагались по красной линии на нечетной стороне проезда, ведущего к Убогому дому. Позже проезд стали называть Божедомским переулком, а в XX в. его переименовали в Делегатскую улицу. После В.И. Стрешнева усадьба досталась его племяннику, графу Ивану Андреевичу Остерману, сыну Андрея Ивановича Остермана и Марфы Ивановны Стрешневой.
    
Иван Андреевич Остерман
Иван Андреевич Остерман (1725-1811) сразу начал перестройку усадьбы. К 1786 г. все основные сооружения были обновлены и стали каменными. Главный дом-дворец превратился в трехэтажный, двухэтажные флигеля соединились с ним полукруглыми крытыми переходами, которые имели сквозные проезды на задний двор. Курдонер (парадный двор) украсился двумя декоративными прудами. Трехчастная планировочная структура усадьбы (главный дом — соединяющие переходы — флигель) сохранилась до настоящего времени. История не донесла до нас имя архитектора дворца, вероятно, он принадлежал школе М.Ф. Казакова. За дворцом, чуть в стороне от него, И.А. Остерман устроил романтический парк, пользовавшийся неизменным успехом у нередких гостей графа, жившего, как тогда говорили, "открытым домом".
Император Александр I в гостях у графа И.А. Остермана
    В ноябре 1809 г. Иван Андреевич принимал у себя самого почетного гостя — императора Александра I, посетившего Москву проездом из Твери.
    По завещанию усадьба переходила к внучатому племяннику И.А. Остермана, Александру Ивановичу Остерману-Толстому (1770-1857) — единственному наследнику в мужском поколении и продолжателю фамилии бездетных братьев Ивана и Федора Остерманов. Новому владельцу было строго наказано "сей дом никогда не продавать и не закладывать", и чтобы он "всегда оставался под названием Дома Графа Остермана".
А.И. Остерман-Толстой
     А.И. Остерман-Толстой не уделял усадьбе много внимания. Будучи военным, он чаще находился при армии, бывая в Москве лишь изредка.
    В 1812 г. дворец сильно пострадал во время пожара, охватившего почти всю Москву, но боковые флигеля дома оставались обитаемыми.
    Вопреки воле своего двоюродного деда Остерман-Толстой в 1827 г., навсегда покидая Россию, решает продать усадьбу. Его желание совпало по времени с поисками новых помещений для Московской духовной семинарии. Кто подал императору Николаю I идею обратить внимание на владение Остермана-Толстого, остается загадкой, но на одном из документов появляется высочайшая резолюция: "Должно искать другой дом, например, Графа Остермана, более уединенный и с обширным садом". На исходе 1834 г. была подписана купчая крепость на "дом с пустопорожнею землею, садом и огородом, со всеми находящимися каменными и деревянными строениями".
    Только через 10 лет в доме графа Остермана начались семинарские занятия. В течение первых пяти лет рассматривались различные варианты переделки усадьбы. Одни архитекторы предлагали полностью разрушить все старые здания и на их месте возвести новые. Другие хотели снести только второстепенные, но сохранить дворец и нарастить его с восточной и западной сторон. И лишь петербургский синодальный архитектор А.Ф. Щедрин предложил оставить неприкосновенными все существующие строения, восстановить сгоревший дворец и расширить его в глубину участка. Таким образом, внешние очертания усадьбы не изменялись и возрождалось здание, "издавна привлекавшее к себе внимание московских жителей, и сломка которого произвела бы неприятное впечатление".
Московская духовная семинария
    Бережное отношение к дому графа Остермана сохранялось и позднее. Когда семинария стала нуждаться в увеличении своих площадей, новые корпуса возводились со стороны сада, не нарушая, а гармонично дополняя сложившийся ранее ансамбль.
    В первой половине XX в. больших работ на усадьбе не велось. А в 1949 г. появилось самое высокое здание, предназначенное для Президиума Совета Министров РСФСР (арх. В.Г. Гельфрейх), но и оно было поставлено очень деликатно, рядом со старинным парком, примкнув к бывшему семинарскому общежитию, и его высота потерялась среди вековых лип.
    Сегодня мы видим, что время не пощадило некоторые служебные флигеля, другим стал вид нынешней Делегатской улицы, исчезли пруды, изменились ландшафтные особенности парка, но центральное ядро московской городской усадьбы конца XVIII в. с домом графа Остермана сохранило в целом свой облик и является характерным памятником архитектуры эпохи классицизма.